ПРИЧИНЫ ДИФФУЗНОЙ ПОТЕРИ ВОЛОС В МОЛОДОМ ВОЗРАСТЕ

Гаджигороева А.Г., Егорова Ю.Ю., Маркова Ю.А.

ООО «Институт Красивых Волос».

В дикой природе полноценное оперение, блестящая шерсть птиц и зверей выполняют ряд важных для выживания функций (теплообмен, защита) и позволяют косвенно судить о здоровье особей. Для людей красивые ухоженные волосы, в первую очередь, являются важной составляющей внешней привлекательности. И если сезонная линька для животных – эволюционный физиологический процесс, направленный на выживание вида, то повышенное выпадение волос для человека – неприятная ситуация, с которой хотя бы раз в жизни сталкивается каждый человек. Большую часть пациентов консультативного приёма трихологов составляют женщины и мужчины молодого репродуктивного возраста. Выпадение волос может быть проявлением широкого круга транзиторных или длительно существующих состояний, а также реализацией генетической предрасположенности. Часто проблемы начинаются исподволь и не сразу заставляют обратиться к специалисту. Периодическое усиление выпадения волос, пациент, как правило, связывает с сезонностью, стрессами, некачественной стрижкой, окрашиванием, шампунем, нехваткой витаминов. Наиболее частым вариантом потери волос является реакционное выпадение; как правило, рост волос восстанавливается самостоятельно через 4-6 месяцев, поэтому с подобным типом потери волос к врачу обращаются не часто. В основном к специалисту обращаются пациенты, обеспокоенные интенсивностью потери волос, длительностью выпадения, неэффективностью самостоятельно принятых мер направленных на прекращение потери волос, а также при заметном снижении густоты волос.

В норме длительность фазы роста волоса на голове составляет 3 – 8 лет. Это время активного деления и дифференцировки матричных клеток волосяного фолликула, что обеспечивает быстрый рост волос в длину, кератинизацию и пигментацию волос. Данные процессы осуществляются благодаря высоким темпам метаболических реакций и энергообмена, что делает активно делящиеся клетки матрикса особенно чувствительными к различным внешним воздействиям, нарушениям гомеостаза. Необходимые для процессов синтеза питательные вещества фолликул получает через сеть капилляров сосочка волоса, воспроизводя основной продукт – серосодержащий белок кератин. При этом сбои поставок «сырья» и нарушения технологических условий и процессов кератинизации могут привести к нарушению качества конечной продукции и перерывам в работе всей фабрики по производству кератина. Механизмы, способные нарушить нормальный цикл роста волоса не всегда ясны, так как реализуются в процессе комплекса межклеточных и внутриклеточных биохимических взаимодействий. Также сложность состоит в оценке воздействия на волосяной фолликул определенных факторов в условиях целого организма.

Наиболее частым вариантом выпадения волос у людей молодого возраста является реакционная диффузная потеря волос, которая может носить острый и хронический, при длительности свыше 6 месяцев, характер. Как правило, такое выпадение является ответом на действие широкого спектра неблагоприятных триггерных факторов, включая стресс, эндокринные нарушения (гипо- и гипертиреоз, гиперпролактинемию), лихорадку различного генеза, прием некоторых лекарственных средств, алиментарную недостаточность. Последствием такого воздействия является преждевременное прерывание анагена и одновременное вхождение в фазу телогена множества волосяных фолликулов. В таком случае, диффузное телогеновое выпадение волос не является самостоятельным диагнозом, а представляет собой один из симптомов патологического состояния. Реакционное выпадение волос возникает спустя 2-3 месяца после воздействия фактора, провоцирующего прерывание фазы роста. Отсроченность выпадения определяется суммой периодов катагена и покоя, составляющих в среднем, соответственно, 2-4 недели и 2-3 месяца.

Одной из доказанных и частых причин реакционного выпадения волос являются нутриентная и общая белково-энергетическая недостаточность питания. Чаще всего это последствия несбалансированной диеты, которуюпациент поддерживает с целью похудения. Для нормального роста волос питание должно быть энергетически полноценным, сбалансированным по макронутриентам (белки, жиры, углеводы), а также обеспечивать поступление необходимых микронутриентов (витаминов, микроэлементов). Различные заболевания желудочно-кишечного тракта, ведущие к нарушениям переваривания и всасывания питательных веществ, также могут быть причиной развития дефицитных состояний.

Одной из важных составляющих рациона, способствующих нормальному росту волос, является достаточное содержание белка. Известно, что стержни волос на 15,9% состоят из серосодержащей аминокислоты цистеина. Образование дисульфидных связей играет важную роль в формировании пространственной структуры кератина – основного белка волоса. Недостаточное поступление с пищей аминокислот, особенно серосодержащих (цистеин, метионин), может привести к выпадению волос, а также ухудшению их качества.

Одной из частых причин диффузного телогенового выпадения волос у женщин молодого репродуктивного возраста является недостаточность железа. Этот микроэлемент участвует во многих важных метаболических процессах в организме, в связи с чем, дефицит железа негативно отражается на функции многих органов и систем. Помимо выпадения и ухудшения качества волос у пациентов может развиться и беспокоить общая слабость, вялость, одышка, тахикардия, сухость кожи, изменения вкуса, обоняния, дистрофия ногтей и другие расстройства. Развитие железодефицита у женщин могут быть связаны с обильными менструациями, а также с повышением потребности в железе во время особых периодов беременности и лактации. Недостаточное поступление железа наблюдается, как правило, с соблюдением диет с целью снижения веса, а также с особенностями пищевого поведения с ограничением животного белка (у вегетаринцев). В таких случаях с целью компенсации поступления микроэлемента показан прием железосодержащих добавок, иногда на постоянной основе. При назначении препаратов железа следует учитывать первоначальный уровень гемоглобина, ферритина и сывороточного железа, а также проводить периодически контроль этих показателей. Стоит помнить, что при длительном приеме препаратов железа возможно развитие недостаточности цинка – не менее важного для нормального роста волос микроэлемента. К дефициту цинка приводят также парентеральное питание и различные заболевания желудочно-кишечного тракта, способствующие нарушению всасывания. Для установления недостаточности цинка проводится определение его уровня в крови.

Важными участниками процессов роста и дифференцировки клеток являются витамины. Недостаточность витаминов группы В (биотин, пантотеновая кислота), может быть причиной гипоэнергетических состояний и способствовать нарушению цикла роста волос, поскольку витамины этой группы являются важными участниками метаболических реакций и дыхательной цепи в качестве коферментов. Двояка роль витамина А – ретинола – в регуляции цикла роста волоса. Известно, что данный витамин необходим для нормальной пролиферации и дифференцировки кератиноцитов, участвует в антиоксидантной защите и иммунном ответе. Однако применение высоких доз ретиноидов при лечении угревой болезни ингибирует пролиферацию кератиноцитов, индуцирует апоптоз клеток матрикса волосяного фолликула и вызывает преждевременное наступление катагена, что проявляется диффузным телогеновым выпадением волос на 2-3м месяце приема препаратов этой группы. В связи с широким применением препаратов изотретиноина в терапии акне и необходимости его длительного курсового приема, данный факт следует учитывать при сборе анамнеза у лиц молодого возраста

Исследования последних лет показали важную роль витамина Д для циклической пролиферации клеток волосяного фолликула и профилактики выпадения волос. Дефицит витамина Д – распространенное в общей популяции явление, особенно при условиях проживания в зоне пониженной инсоляции и недостаточном поступлении витамина с пищей. Субоптимальным уровнем содержания витамина D в организме являются 30-50 ng/ml, оптимальным – 50-80 ng/ml. С целью исключения его дефицита определяют уровень 25-гидрокси-холекальциферола в сыворотке крови. Наличие на клетках волосяного фолликула рецепторов к витамину D определяет возможность развития алопеции при его недостаточности. С целью коррекции его недостаточности назначают вигантол или аквадетрим в соответствующей дозировке.

Истинное диффузное телогеновое выпадение волос представляет собой процесс потери волос без заметного снижения густоты в разных зонах головы. При этом возможно истончение волос в височных зонах с заменой нормальных волос короткими, длиной 3-6 см. Обычно подобная трансформация наблюдается при длительно текущей телогеновой потери волос. При дерматоскопии не удаётся определить какие-либо специфические признаки. Исключение составляет наличие себореи волосистой части головы, признаки которой выявляются в виде жёлтых перипилярных точек. Диагноз ставится на основании pull-теста (ручной эпиляции волос). При положительном тесте в руках у исследователя остаётся до 6 и более волос со светлыми плотными проксимальными кончиками – это луковица телогенового волоса. Для подтверждения диагноза проводится фототрихограмма – количественное определение волос в фазе телогена и анагена с исследованием диаметра волос.

Диффузное телогеновое выпадение волос может проявляться, как самостоятельное заболевание, а может представлять собой начальные признаки андрогенетической алопеции, для которой характерен более специфический характер потери волос с преимущественной редукцией в зоне темени и, обязательно, их истончение. Сравнительная характеристика физических параметров волос в зоне затылка и темени, полученная в результате фототрихограммы, позволит установить диагноз андрогенетической алопеции на ранних этапах её развития. Дерматоскопическими признаками потери волос по женскому типу (син. андрогенетической алопеции) являются признаки истончения волос в области темени и макушки, желтые перипилярные точки (не всегда), а также пустые устья фолликулов. Обнаружение подобных признаков позволяет своевременно назначить этиопатогенетическое лечение, направленное на поддержание активного роста волос и предотвращения миниатюризации фолликулов.

В случае реактивной телогеновой потери волос лечение должно быть направленно на устранение причины, спровоцировавшей выпадение волос, а также на улучшение питания волосяного фолликула. Важно устранить факторы, провоцирующие стрессовые ситуации, а также, при повышенной нервной возбудимости, назначить седативные препараты. Рекомендуется приём поливитаминов, аминокислот, микроэлементов и сосудистых препаратов.

Эффективным методом лечения, применимым в условиях амбулаторного приёма, является мезотерапия. Показания для мезотерапии – как острое, так и хроническое телогеновое выпадение волос. В основе метода – точечная доставка веществ, необходимых для роста волос, в кожу скальпа на глубину 3-4 мм, в места залегания волосяных фолликулов. Механизм активации: рефлексотерапевтический (тонизация биологически активных точек волосистой части головы), фармакопунктурный, нейрогуморальный. При повреждении кожи иглой происходит высвобождение активных медиаторов воспаления (гистамина, катехоламинов, лизосомных ферментов и др), макрофагальные и фибробластические стадии воспалительного процесса ведут к пролиферации эпидермальных клеток камбиальной зоны и закрытию тканевого дефекта. В месте дефекта образуется молодая соединительная ткань, которая затем с помощью фибробластов перестраивается в соответствии с особенностям дермы данного участка ткани. Асептический воспалительный процесс длится от 3- 6 дней, поэтому процедуру не стоит делать чаще 1 раза в неделю. Курс лечения – 6-10 процедур 1 раз в неделю. Мезотерапия улучшает микроциркуляцию, трофику и лимфодренаж кожи скальпа, улучшает структуру волос, ускоряет их рост, увеличивает густоту волос, оздоравливает кожу скальпа и нормализует салоотделение. В состав мезококтейля должны входить вещества, улучшающие микроциркуляцию (лофтон, прокаин, буфломедил), трофику (D- пантенол, пиридоксин, биотин, витамины группы В, аминокислоты). Лимфолитики и препараты с антиоксидантным действием (рутин-мелилото и гинго-билоба, вит Е), олигоэлементы (цинк, селен, кремний). При наличии андрогенетической алопеции – вещества, блокирующие действие 5а-редуктазы (финастерид), а также стимуляторы роста волос (АТФ, миноксидил) .

Прогноз лечения при телогеновом выпадении волос зависит от причины, которая вызвала потерю волос и возможной связи с андрогенетической алопеции. Своевременно начатая терапия даёт удовлетворительные результаты и позволяет контролировать прогресс андрогенетической алопеции в случае сочетанных форм потери волос.

Scroll to Top